Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Кабинет логопеда

Краткое описание кабинета

Общая площадь – 14 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 6 рабочих места для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми 5-6 лет.

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.                      Она представлена книжным  шкафом и содержит следующие разделы:

  • материалы по обследованию речи детей;
  • методическая литература по коррекции звукопроизношения;
  • методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)
  • учебно – методическая литература по обучению грамоте;
  • учебно – методические планы (в папках с файлами);
  • пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

Информационная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах: в коридоре, в приемной группы, ведущем кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений.

Зона подгрупповых занятий. Оборудовано доской, учебными таблицами, двумя учебными столами, детскими стульями, навесной азбукой.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.

Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования,дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Центр конструирования

Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. Чтобы правильно обустроить и наполнить содержимым такой уголок, воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.

 Основные цели организации и работы уголка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):

  • вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью;
  • стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования;
  • позволить детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе. 

Спортивный зал

Физкультурный зал МДОУ детского сада  № 41  расположен на 2 этаже 2-х этажного здания. В зале имеется кабинет специалиста со шкафами для хранения спортивного инвентаря и методической литературы. Освещение зала – люминесцентное. Имеется запасный выход, на окнах – шторы сетка, решеток -  нет; установлена система противопожарной безопасности.

Физкультурный зал предназначен для проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми (НОД, спортивных развлечений, подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и кружковой деятельности); приобщению детей к здоровому образу жизни.

Зал отвечает педагогическим, санитарно-гигиеническим, лечебно-профилактическим нормам: эффективная вентиляция; достаточная освещенность; благоприятный уровень температуры и воздуха; поддерживается чистота и порядок, соблюдается график проветривания и влажной уборки.

Физкультурный зал работает по плану, согласованному с администрацией ДОУ.

Физкультурный зал оснащен оборудованием и инвентарем в соответствии с ФГОС для развития физических качеств и оздоровления дошкольников.

Целью функционирования физкультурного зала является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребенка.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы в детском саду:

  • охрана и укрепление здоровья детей, закаливание детского организма;                                                                                                             
  • создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно - гигиенических условий для формирования жизненно необходимых умений и навыков детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями для развития физических качеств
  • развитие физических качеств;                                                                                                                                                   
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;                                     
  • обеспечение физического, психического благополучия, эмоционального комфорта;                                                                      
  • формирование правильной осанки;                                                                
  • воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;                                                                                             
  • формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;                                                                     
  • побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Библиотека

В ДОУ оборудована библиотека. Книжный фонд пока небольшой, однако, у нас создана атмосфера настоящей библиотеки, где книги для детей и взрослых распределены по жанрам, тематике, формату.

Безусловно, фонд не располагает всеми необходимыми книгами. Особенно книгами, которые помогали бы педагогам проводить образовательный процесс по образовательной программе дошкольного учреждения. Для пополнения книжного фонда мы привлекаем семьи воспитанников.

Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада.

Доступ воспитанников к электронным ресурсам осуществляется с помощью интерактивного игрового комплекса, с доступом  к электронным образовательным ресурсам в виде компьютерных игр по познавательному и речевому развитию, приспособлен для воспитанников детского сада, в том числе и  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей

Кабинет педагога-психолога

Кабинет педагога-психолога – это помещение  с необходимым оборудованием, искусственным освещением (лампами дневного света) и наличием одного окна, предназначенное для проведения индивидуальной диагностики, психологического консультирования и коррекционно-развивающих занятий участников образовательного процесса.

Площадь кабинета освещена равномерно.  

Общая площадь кабинета – 12 кв.м, располагается на втором этаже здания, кабинет не проходной, .

В кабинете имеется небольшая комната с мягкими модулями и сухим дождиком, которая служит зоной для релаксации. На стене висят информационные стенды  для ознакомления с режимом работы педагога-психолога и памятками для родителей. Также имеется информационная памятка для родителей «Помощь детского психолога», где указано, каким способом родители могут записаться на консультацию к педагогу-психологу.

Оборудование кабинета  психолого-педагогической службы определяется задачами и целями   деятельности.

Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Практика позволяет объединять зоны первичного приема и рабочую зону психолога, зоны подгрупповой коррекционной работы и игровой терапии.

Например, зона консультирования и диагностики, может превратиться в зону арт-терапии, где находятся самые необходимые материалы для творчества: листы бумаги и ватмана, цветная бумага и картон, фломастеры, цветные карандаши, мелки, гуашь,  пальчиковые краски, кисти, клей-карандаш, пластилин, фольга, пайетки, мягкие палочки и др. материалы.

Кабинет педагога-психолога рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу (до 10 человек).

 Кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:

- консультативная;

- диагностическая;

- зона хранения документации и архива;

- коррекционно-развивающая (тренинговая (игровая) зона);

- психологической разгрузки (релаксации);

- уголок сенсорного развития;

- уголок настроения

Комната хорошо организована    для индивидуальных консультаций и диагностических процедур. Атмосфера в кабинете максимально приближена к домашней уютной обстановке, что помогает настроить процесс консультации на доверительное общение с клиентом и обсудить его волнующие вопросы.

Зона консультации и диагностики оборудована мягкой банкеткой и маленькими столами со стульчиками. Рядом находится рабочее место  педагога-психолога (стол и стул, магнитная доска, музыкальная колонка).

Коррекционно-развивающая зона (зона игровой терапии) состоит из нескольких взаимосвязанных игровых уголков:

  • уголок настроения (развитие эмоционального интеллекта, развитие социально-коммуникативных навыков, снятия психоэмоционального напряжения), где на стене висит плакат «Мои эмоции и чувства», пособия: «Коврик злости», «Мешочек Гнева» для отреагирования негативных эмоций. На противоположной стороне находится трюмо с зеркалом, используется в качестве пособия «Зеркало настроения» и карточки-пиктограммы с изображением различных эмоций.
  • сенсорный уголок (для развития мелкой моторики, восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления), где имеется пособия для изучения цвета, формы, величины, а также сенсорные мисочки с сыпучими материалами (манка, греча, фасоль), цветные камешки. Напротив, стоит песочный световой стол, имеется небольшая коллекция миниатюрных фигурок для игры в песочнице.
  • настольный театр: с небольшой ширмой и маленькими деревянными фигурками, для разыгрывания сказочных сюжетов
  • пальчиковый театр
  • куклы «БиБаБо»

Зона хранения документации и архива состоит из стеллажа с тремя полками и шкафом. Вся рабочая документация храниться в специальных папках накопителях, игровые пособия разложены в коробки, подписанные по возрастам.

Кабинет педагога-психолога имеет содержательно насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

В организации общежитий и интернатов нет.

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в учреждении для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются с учетом особенностей детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Учреждение укомплектовано современным информационно-техническим оборудованием:  компьютеры, принтеры, многофункциональное устройство принтер/ сканер/ копир, ноутбук, мультимедийная установка, интерактивная доска, интерактивная песочница - 2 шт., интерактивный стол для познавательного развития -12 шт., цифровая лаборатория «Наураша».
Музыкальный зал оборудован проектором, музыкальным центрам, электрическим фортепиано, акустической системой. В Учреждении имеются сканеры, ламинатор, принтеры и др.  Компьютеры  имеют выход в интернет для работы с отчетной документацией, электронной почтой (планирование и мониторинг учебно-образовательной деятельности, осуществление методической помощи педагогам, организация консультаций, оформление педагогического опыта).

В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации.
Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. 
Использование ИКТ помогает в реализации творческих проектов.
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе: разработка мультимедийных презентаций, использование сети Интернет, использование компьютерных игр в образовательной  деятельности, изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей

В своей работе сотрудники детского сада используют: операционную систему MS Windows, офисный пакет MS Office, антивирус Kaspersky Anti-Virus.
Специализированные программы:
-АИС комплектование образовательных учреждений, реализующих дошкольную образовательную программу» (Регистрация заявлений о приеме детей в дошкольные образовательные учреждения в Электронном реестре)
-Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Размещение информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг)
-Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (Официальный сайт создан с целью повышения открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) учреждениях, а также об их деятельности и имуществе.)

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Документы отсутствуют

Наличие оборудованных библиотек

Документы отсутствуют

Наличие оборудованных объектов спорта

Документы отсутствуют

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Документы отсутствуют

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. 
Средства обучения и воспитания, используемые в учреждении для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются с учетом особенностей детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Документы отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie